Кэрех 2.0
Городская инсталляция 2022 года, которая была размещена по адресу Некрасовская, 88/ Садовая, 74.
Кэрех — шаманское жертвенное дерево в Якутии. Это особенные деревья, которые шаманы используют в своих ритуалах с разными целями. Деревья бывают с вырезанными лицами в коре, спиленными верхушками, в веревках и лентах, к которым привязывают бумажные деньги и сладости. Данная работа предлагает порассуждать о том, каким может быть жертвенное дерево в каменном городе в XXI веке, где нет места природной сакральности?
Полуразрушенное здание, в котором была размещена инсталляция, само по себе кажется в отсутствие четвертой стены то ли сценой, то ли порталом на темную сторону города, порталом, возникновению которого не слишком удивишься, гуляя по закоулкам старой Самары. Сейчас эта часть здания закрыта фальш-фасадом, видимо, чтобы не смущать умы случайных прохожих, но тогда, в ноябре 2022 года, там была лишь зияющая темная дыра, заполненная обломками кирпичей и мусором.
И кажется вполне естественным, что через этот портал и прорастает наружу мистическая изнанка реальности. Более того, работа была установлена прямо над прямоугольным отверстием в полу, которое судя по всему, вело в подвал разрушенной части здания.
Предлагаем ознакомиться с описанием данной работы:
«Его нутро издаёт свет ночью и в сумерках. В животе свито тёплое гнездо, в котором лежат сладости.
Щупальца расползаются вокруг, изучая пространство.
Вокруг разбросаны яблоки и монеты.
Из плечей торчат лесные ветки в лишайнике».
Инсталляция представляет собой объект, составленный из нескольких элементов:
- Само «дерево» в виде женского торса, раскинувшего вокруг сухие ветви и щупальца. Женский торс был выбран для города с «женским» именем — Самара. В торсе проделано отверстие, набитое соломой, в которую помещен включенный фонарик. Композиция покрыта покрыта алой краской для того, чтобы связать разнородные элементы в единый объект — фантастическое дерево.
- Принесенные дары — яблоки, конфеты и монеты. Частично здесь присутствует жертвенный символизм, подношение, частично — поминальный. В том и в другом случае это момент подношения, желание умилостивить дух города. Также здесь присутствует и интерактивный элемент — что будет делать зритель, осмелится ли он подойти к этой скульптуре с мягким нутром и жутковатыми щупальцами и забрать что-нибудь у ее на свой страх и риск, а, может, попросить и оставить что-либо ей в качестве жертвы?
- Окружение — выкрашенная в черный платформа, закрывающая отверстие в полу, на которой установлен объект, а также покрытая черной краской часть стены, которая служит фоном инсталляции. Большие поверхности, заполненные черным цветом, создают ощущение того, как в обыденную жизнь просачивается темная сторона реальности, которая перекрывает собой и мусор на полу, и граффити на стенах. Таким образом, здание, в котором размещена инсталляция, также становится ее частью, будучи задействованным в общей картине.
Сейчас эта работа существует только в виде фотографий, поскольку была уничтожена буквально через несколько дней после установки.
Авторы: Екатерина Скворцова и Екатерина Оленина